Жол анасы - тұяқ, сөз анасы - құлақ, су анасы - бұлақ.

Сырым Датұлы
syrymdatuly

Қысыр сөзге жолама.

Қожа Ахмет Йассауи
56e6c5a329d74355f536914ef1275bda

Б.Абдыгалиев: «Так дела не делаются»

18 Февраля 2010 | 10:58

В свое время русским, чтобы преодолеть отчуждение, существовавшее между российской элитой, разговаривавшей на французском языке, и народом России, потребовалось определенное время.
А уже к началу XIX века мы видим становление великолепного по своей красоте литературного русского языка, на котором разговаривали Пушкин, Лермонтов, Чехов, Достоевский, Толстой. Недаром этот век позже назовут Серебрянным веком русской поэзии и литературы.
В этой связи, глядя на патриотический настрой казахстанской молодежи, есть все основания полагать, что и казахский язык сможет проделать подобный путь. Так же, как и русским на рубеже XVIII – XIX веков, казахам сегодня жизненно необходимо, чтобы сохранить единство нации, вернуться в пространство своего языка. Хотя на пути к реализации этой благородной задачи стоит немало преград, часть из которых мы создаем себе сами.
Об этом наш разговор с руководителем Фонда развития казахского языка Бериком Абдыгалиевым.
ЛИТЕР-Неделя: Начну с главного. Как возникла идея создания такого фонда?
Б.А.: Да, язык развивается. Но все равно ему требуется постоянная поддержка. Для расширения сферы его применения.
Президент Назарбаев, выдвигая идею создания фонда, вероятно, пришел к мысли, что для развития языка одних усилий государства недостаточно. Общественность тоже должна активно включиться в этот процесс. Почему, скажем, основные мероприятия проводятся у нас в стране не на государственном языке? Почему не общается на родном языке молодежь? Вопросов таких набирается много.
У общественности, разумеется, на этот счет имеется собственное мнение. Так, может, она лучше знает, что следует нам делать для скорейшего становления казахского языка?
А с другой стороны, видимо, глава государства решил увести казахскую интеллигенцию с удобной позиции стороннего наблюдателя и критика в вопросе изучения казахского языка, делая ее сопричастной к этой проблеме. Поэтому созданный президентом фонд был призван финансировать общественные проекты, связанные с развитием языка. И если правительство проводит языковую политику сверху, то в задачу нашего фонда входит ее реализация снизу, непосредственно в массах.
ЛИТЕР-Неделя: Идея великолепная. Такой подход имеет свои преимущества. Но, как вы полагаете, что сегодня мешает развиваться государственному языку? Выделите главный фактор.
Б.А.: Вначале мы думали, может, методики плохие? Нет, посмотрели, очень неплохие методики. Может, виной всему учебники? Да нет, и учебники хорошие. И приличные словари есть и компьютерные программы. И педагоги высококвалифицированные. Да и деньги выделяются. В каждом ведомстве, каждом министерстве отыскиваются необходимые средства на изучение языка, не только в комитете по языкам. Даже в частных учреждениях проводится финансирование программ, связанных с изучением казахского языка. Сформировался и свой небольшой рынок. Люди платят деньги, чтобы знать государственный язык. Все есть. Лишь нет большого продвижения. И самая главная тому причина – это инерция населения. Было бы только желание.
И здесь мы заходим в тупик – как активизировать мотивацию наших граждан? Очевидно, требуется какая-то большая комплексная программа, способная изменить сознание казахстанцев.
Почему часть русскоязычной аудитории с неохотой берется за изучение казахского языка? Потому что это совершенно для них чуждый, непознанный мир. Существует и определенный страх – заставят учить язык. Следовательно, нам необходимо помочь им преодолеть и этот страх, и это отчуждение. Но как это сделать? Понятно, что здесь одни административные меры не сработают.
В то же время мы тщательно проанализировали русскоязычные газеты Казахстана, частные и государственные. Нигде вопросы изучения казахского языка не обсуждаются. По крайней мере, таких статей очень мало.
Или, может, русскоязычным СМИ неинтересно затрагивать данную тему? Но я не уверен, что это неинтересно читателям. Мы провели у себя контент-анализ, решили поощрить русскоязычных журналистов, освещающих проблемы казахского языка. Но работ таких крайне мало.
А вместе с тем в казахских СМИ из номера в номер идут материалы, связанные с его изучением. В любой казахской газете развитие государственного языка – это тема номер один. Здесь роль журналиста огромна.
Сегодня с казахскими журналистами солидарны и многие казахстанцы, понимающие, что, если они хотят жить в этой стране, делать свою карьеру, все-таки желательно знать язык. Однако отсутствует сама информационная среда, стимулировавшая бы их к такому продвижению.
ЛИТЕР-Неделя: А не пытаемся ли мы форсировать события? Существует ведь и такое мнение.
Б.А.: Я полагаю, лет десять тому назад ваш вопрос был бы уместен. Мне же кажется, мы, напротив, упустили удобный момент. Ведь не секрет, что в первые годы независимости и сами казахи, и неказахи проявляли большую готовность к изучению языка.
Конечно, мы можем ждать, когда рынок сам по себе все отрегулирует. Процесс идет. И я этого не отрицаю. Потихоньку расширяется круг знающих язык. Ситуацию драматизировать не следует.
Но вместе с тем появляется множество новых вызовов. казахскоязычная аудитория увеличивается, возрастают ее требования. И рано или поздно языковая проблематика будет политизирована. Если вовремя не отвечать на эти сигналы, на следующих выборах язык превратится в фактор политический. Формируется критическая масса. Казахскоязычная аудитория становится более радикальной. Поэтому уже в ближайшие годы для каждого кандидата во власть его отношение к языку станет тестовым, определяющим – голосовать за него или нет. Ведь избирателям вовсе не все равно, кто проберется наверх.
Также при любом социальном конфликте язык может стать спусковым механизмом, провоцирующим межнациональные столкновения – когда людей будут избивать за незнание языка.
И, разумеется, государство не может оставаться в стороне от этой животрепещущей проблемы. Оно не только должно учитывать интересы тех наших граждан, кто не знает государственный язык, но должно считаться и с интересами представителей титульной нации.
Уже завтра казахи будут предъявлять неоплаченные счета власти. Причем я вовсе не преувеличиваю. И это с моей стороны не угроза, уверяю вас. Это объективное восприятие реальности.
ЛИТЕР-Неделя: А потом в самом нашем социуме может зародиться такое настроение, когда общество скажет: «Ну что это за власть такая?» Не думаю, что где-то там полыхнет, а просто возникнет такой общий негативный настрой в самой казахской среде: дескать, это не наша власть. И все тут. Потом попробуй докажи, что ты не верблюд. Вовек не отмоешься. Да еще и в историю влипнешь.
Б.А.: Поэтому сегодня нам необходимо делать все, чтобы не допустить развития событий по столь нежелательному сценарию. Русскоязычные организации, я думаю, тоже это понимают. Необходимо предпринимать совместные усилия со стороны государства и общества в данном вопросе, активно занимаясь осуществлением проектов по развитию казахского языка. Чтобы переломить возникающий негативный настрой.
ЛИТЕР-Неделя: Хочу затронуть финансовую сторону вопроса. В казахской среде циркулируют упорные слухи, что Фонд по развитию казахского языка хотя и создан, но денег ему не выделено. Дескать, все это сделано для отвода глаз. Насколько подобные утверждения соответствуют истине?
Б.А.: В 2008 году нам было перечислено через управление делами президента 24 млн. тенге на организационные расходы. Тогда управделами был Булат Утемуратов. На эти деньги нами были приобретены мебель, оргтехника, транспорт. Из них же осуществлялась оплата штатным сотрудникам. Однако на реализацию проектов денег до сих пор не выделено. По неизвестным для нас причинам. Возможно, в связи с кризисом. Недавно Президент снова поставил вопрос о необходимости финансирования фонда. Но, к сожалению, до сих пор поступлений нет. Требование Президента так и зависло в воздухе.
Хотя мы и сами не сидели без дела. Мы обратились к спонсорам. Нам помогли «Казцинк» и торговый дом «КазМунайГаз», выделив небольшую сумму на осуществление нескольких наших задумок.
В данном случае, может, симптоматично, но наш фонд начинает повторять судьбу казахского языка. Когда произносится много красивых слов, но мало живого дела.
Хотя и Президент говорит, что казахский язык – это один из символов нашей государственности, наравне с гимном и флагом. И если его кто-то не уважает, затирает, то он должен за это нести персональную ответственность.
ЛИТЕР-Неделя: Вместе с тем я знаю, что в высшем эшелоне казахстанской элиты есть и такие, кто придерживается принципа, озвученного политологом Айдосом Сарымом – «Национальное согласие за минусом казахской нации». И в этой связи у меня возникает вопрос: вы еще долго собираетесь находиться в таком подвешенном состоянии? Делая вид, что все идет нормально, изображая активность, в то время как ничего кардинально не меняется?
Б.А.: Я бы к словам Айдоса добавил, что такие политики апеллируют к национальному согласию в ущерб развитию казахского языка. Ценой его дискриминации. Но если такая формула подходила лет пять назад, то сегодня она уже не годится. Сегодня казахское сознание стремительно политизируется. Казахи предъявляют претензии. И они их будут предъявлять и впредь.
Теперь попытаюсь ответить на вторую часть поставленного вами вопроса. Я думаю, положение с фондом в самом ближайшем времени прояснится. Вопрос решаемый. Пусть нам не дадут пятьсот миллионов, хотя бы выделят сто миллионов. Мы будем работать.
Есть и другой вариант – перевести Фонд развития казахского языка в ведение Министерства культуры и информации, сделав его государственным.
Что же касается меня самого, я в этом фонде занимаюсь не только вопросами языка. Мы сегодня в казахской среде ведем острые дискуссии на самые разные темы. Мы хотим возродить в казахах чувство долга, патриотизма, чести, стремимся актуализировать гордость за свой язык, свою историю.
В то же время мы видим, как сегодня казахский национализм некоторые политики пытаются трансформировать в национал-популизм. Что может иметь непредсказуемые последствия.
Поэтому нам нужно возглавить национально-патриотическое движение, чтобы не отдавать его на откуп популистам. Национализм не должен быть направлен против кого-то, он должен работать на выявление и устранение собственных недостатков нации. Нам пора становиться конкурентоспособными. Следовательно, необходимо мощнейшую этническую энергетику направить в русло развития страны, укрепления нашей государственности. И это задача не только общественности, но и существующих государственных институтов.
Серик МАЛЕЕВ, Алматы
Источник – Литер
00:54 18.06.2009