Жол анасы - тұяқ, сөз анасы - құлақ, су анасы - бұлақ.

Сырым Датұлы
syrymdatuly

Қысыр сөзге жолама.

Қожа Ахмет Йассауи
56e6c5a329d74355f536914ef1275bda

Говорить на казахском? Легко! И бесплатно…

18 Марта 2020 | 10:00

Выучить казахский язык не так сложно, как, например, английский или китайский. А живя в Казахстане, делать это просто необходимо. Но порой у людей не хватает времени, а еще чаще – денег на репетиторов. И мы попытались выяснить, как можно овладеть государственным языком бесплатно.

Как оказалось, сделать это вполне возможно, путей достижения цели не так уж и мало. В Интернете немало полезных сайтов, некоторые педагоги дают бесплатные уроки в «Инстаграме» и на YouTube. На радио «Астана» довелось слышать обучающую программу. В столице есть специальные курсы и дискуссионные клубы по изучению казахского, за которые не нужно платить. Причем организуют их сразу несколько отдельных организаций. Но обо всем по порядку.

Решать проблему вместеНе так давно инициативная группа неравнодушных граж­дан – общественники и активис­ты Максим Споткай, Геннадий Шиповских, Николай Энелане, Руслан Рахимжан, Асель Алимханова, Аскер Периев и другие – создали в Facebook сообщество «Решаем проблему казахского языка вместе». Они планируют формировать площадки, где можно будет взаимодействовать онлайн, собирать всю полезную информацию, аккумулировать полезный контент и помогать как можно скорее тем, кто уже сейчас сталкивается с трудностями в изучении казахского языка.

Именно поэтому, по словам одного из членов инициативной группы журналиста Максима Рожина, необходимо обратить на эту проблему особое внимание и сформировать действенную экосистему для обучения государственному языку по всей стране.

– Экосистема будет создаваться силами энтузиастов, рациональными практиками преподавания, например, таких, как у Каната Тасибекова, Владислава Тена и других. В свое время они сами прошли через эти проблемы и нашли для себя оптимальный вариант освоения казахского. И сейчас сразу откликнулись на инициативу и готовы помогать, – рассказывает Максим Рожин. – Сюда смогут обратиться все: те, кто хочет обучаться, и те, кто готов обучать. Суть инициативы простая: помоги тому, кто учит казахский, – советом, методикой, словом, делом. Поддержи, не смейся над его акцентом, он делает первые шаги, он хочет знать язык. Мы открыты любым рациональным предложениям, нам нужна помощь чиновников, преподавателей, айтишников, социологов.

Максим сам в совершенстве знает казахский и даже на русском говорит с акцентом. Но в этом ему, можно сказать, повезло: он вырос в городе Арысе, среди казахоязычного населения. Для него знание языка – это прежде всего личный комфорт.

– Когда люди говорят на одном языке, они лучше друг друга понимают. Я еду в любую точку Казахстана и знаю, что если не на русском, то на казахском донесу свои мысли, – говорит Максим. – Почему-то некоторые считают, что обучение языку должно приносить какие-то бонусы, в виде, например, продвижения по службе. Такая меркантильность неправильна, мне кажется. Хотя уже некоторые зарубежные компании ставят обязательным требованием знание казахского языка. Мы за то, чтобы в обществе было доброе отношение к этому вопросу, а добрым оно будет тогда, когда мы будем проявлять терпимость к тем, кто только начинает учить язык.

Для начала энтузиасты запус­тили несколько социологичес­ких опросов касательно того, хочет ли респондент изучать казахский язык, что ему мешает в этом и с какими трудностями он сталкивается, как носители языка относятся к изучающим. Это позволит оценить ситуацию и определить дальнейшие пути. В сообществе намерены создавать новые центры обучения в каждом регионе, переводить классику мировой литературы и современников на казахский, сохранять культурное наследие, оцифровывать и распространять ценнейшие образцы национальной культуры.

Общественный деятель Мурат Абенов уверен, что такое начинание будет иметь серьезную поддержку в обществе:

– Быть энтузиастом казахского языка – это не просто знать язык или начать его изучать. Это включаться в любой роли и на любом уровне в процесс решения существующих проблем развития языка. Понимать, что этот вопрос касается каждого из нас. Чтобы сделать шаг вперед, сегодня нужны площадки для языковых клубов, понадобятся также наставники, те, кто будет записывать онлайн-уроки, переводить книги, участвовать в экспертных площадках. Этой инициативе нужны самодостаточные современные люди, которые мыслят не рамками и шаб­лонами.

По мнению инициативной группы, чтобы развивать казахоязычную среду, необходимо не только активно учить казахский, посещая курсы, лекции, но и внедрять его в повседневную жизнь, например, слушать музыку, читать прессу на казахском, активно общаться.

– Чего сейчас не хватает, так это качественного и правильного контента на казахском языке. Например, на телевидении, в Интернете, да даже в YouTube. Это все, казалось бы, такие маленькие вещи, но они завтра «пассивно» научат новое поколение государственному языку, – подчеркивает мажилисмен Геннадий Шиповских, тоже, кстати, прекрасно владеющий казахским языком.

В Казахстане многие успешные методики изучения государственного языка уже реализованы такими же энтузиастами. Объединив подобные инициативы в рамках движения, можно добиться большего результата.
Язык – живой организм

Об объединении уже договорились известные популяризаторы казахского языка Канат Тасибеков и Владислав Тен, предложив новую методику «в квадрате». Тен вводит ученика в понимание теории и грамматики языка, а Тасибеков помогает развивать знание и навыки казахского в активной языковой среде.

Сложно не доверять авторам собственных методик. История Владислава Тена хорошо известна. Живя в Ташкенте, он за 3 года уже во взрослом возрасте выучил узбекский, английский и корейский языки. А приехав в Казахстан, за год заговорил на казахском и теперь привлекает к его изучению других.

– Ничто так не влюбит тебя в казахов, как казахский язык, это ключ к народу, – уверен Владислав. – Русскоязычные казахи не пропитываются родной культурой только потому, что не знают языка. Непонимание вызывает отторжение. Я постоянно думал, как упростить освоение казахского, хотя он и так технологически относится к простейшим языкам мира, в нем практически нет исключений, все по правилам. Моя цель – внедрить технологии изучения, чтобы все массово овладели им хотя бы на уровне А2. Тогда язык начнет развиваться, ведь это живой организм, клетками которого являемся мы – носители.

Канат Тасибеков и вовсе овладел языком в 50 лет! Усилия автора лингвистического бестселлера «Ситуативный казахский» признаны на государственном уровне, по поручению Президента центры лингвистического проекта «Мәміле» открываются по всей стране.

Дискуссионный клуб «Мәміле» в 2019 году стал победителем Ярмарки социальных инициатив, организованной Фондом Первого Президента. Суть метода в обучении языку через призму особенностей национального менталитета, специфических фактов истории, фольклорных понятий, системе ценностей и приоритетов казахского народа, без знания которых невозможно освоить язык.

На недавней презентации столичного клуба казахского языка «Мәміле-Тен» Канат Тасибеков напомнил, что слово «мәміле» означает «компромисс, взаимопонимание». На его взгляд, главная проблема сегодня – это разделение общества по языковому признаку – русскоязычные и казахоязычные. И порой их взгляды диаметрально противоположные. Но не потому, что есть какие-то неразрешимые противоречия, а элементарно от незнания языка. Задача клуба – в первую очередь помочь в изучении казахского и привести эти 2 среды к взаимопониманию. Сюда приходят и те, кто не знает язык, и те, кто помогает его изу­чать. И это работает.

Действует такой дискуссионный клуб и в столичном Доме дружбы. Представительница уйгурского национального центра Наргизам Махмуди рассказывает, что с удовольствием раз в месяц ходит на заседания клуба. Казахским она владеет, но здесь ей интересна сама атмосфера: члены клуба обсуждают интерес­ные факты культуры казахов, например, что означают казахские имена, участвуют в деловых играх, конкурсах.

– Стоя на берегу реки, не научишься плавать. Так и язык – чтобы выучить, нужно на нем говорить, переводить в активную форму, – говорит Канат Тасибеков. – Моя методика предназначена для взрослых, с определенным уровнем образования. Но элементы игры необходимы. Например, в клубе мы проводим традиционные казахские обряды и в процессе учим разные устойчивые выражения.
Хочу свободно изъясняться!

Для тех, кто подходит к изучению языка основательно и хочет начать с азов, подобных разговорных площадок недостаточно. Но и для них есть прекрасный бесплатный вариант: второй год в столице ведутся курсы от акимата. Причем, судя по опросу в социальных сетях, информация о них широко известна.

Как рассказала Гульнара Камашева, руководитель отдела обучения языкам и методичес­кой работы КГУ «Руханият», соз­данного при управлении языков и архивного дела акимата города Нур-Султана в сентябре 2018 года, в первый раз на курсы были наб­раны 1,5 тыс. слушателей из 57 организаций и из числа прос­тых жителей – от выпускников колледжей и вузов до пенсионеров. Из них 1 278 человек получили сертификаты и бесплатные учебники. Еще около 900 прошли обучение латинской графике.

– Это бесплатно для всех желаю­щих. Курс рассчитан на 100 часов: 5,5 месяца интенсивного обучения три раза в неделю или 8 месяцев при обучении два раза в неделю, – пояснила Гульнара Камашева. – В июле у нас каникулы. Для удобства 40-минутные занятия проходят в 4 точках – по адресам: Республики, 42, Габдуллина, 5, Кабанбай-батыра, 8, и Кошкарбаева, 50. В группе до 10–12 человек. В текущем году 1 420 горожан уже записались, но еще можно присоединиться.

В штате «Руханията» 15 опытных преподавателей казахского языка, в течение года они проходят курсы повышения квалификации. Методика рассчитана на взрослых по системе КазТест и состоит из 5 уровней: А1, А2, В1, В2, С1, по 100 часов каждый. Сначала определяется уровень знаний слушателя, заключается договор, а по окончании курса они сдают тесты по чтению, пониманию и грамматике и получают сертификат. Почти все прошлогодние слушатели перешли на следующий уровень.

В одной из локаций преподает Мамырова Динара Каменовна, педагог с 12-летним стажем. Ученики, среди которых и молодые ребята, и пенсионеры, очень тепло отзываются о ней. И, судя по услышанному мною во время занятия, делают успехи в освое­нии языка.

Элине Мукушевой 58 лет, она – российская казашка, пять лет назад переехала из Омска. Всегда хотела знать свой родной язык и вот недавно увидела объяв­ление в социальных сетях и записалась на курсы. Разговорную речь она в принципе понимает и даже немного читает на казахском. Но не может сказать, что свободно им владеет. Пос­ледней каплей стало то, что ее пятилетний внук в детском саду заявил, что он русский. Теперь и сын Элины Махметовны, и она сама с удовольствием изучают язык и стараются с мальчиком говорить только на казахском.

На вопрос, для чего она хочет знать язык, Элина Махметовна восклицает:

– Ну как для чего?! Чтоб я мог­ла свободно изъясняться! Хочу, чтоб и моя дочь, и две ее дочери свободно разговаривали на казахском, и внук. Моя сестра в Алматы, ей 73 года, изучает анг­лийский и меня уговаривает. А я говорю, зачем мне английский, если я не знаю казахский? Сначала изучу свой родной язык!

Еще одна слушательница курсов, Алена Белявская, работает воспитателем в государственном детском саду, а там, как известно, внедряется трехъязычие. Вот и изучает молодой специалист самостоятельно и английский, и казахский. Школьных знаний не хватает, но Алена ставит цель свободно говорить на государственном языке. В прошлом году она отучилась на уровне А2 и теперь продолжает посещать уровень В1.

– Я – гражданка Казахстана и планирую жить здесь и дальше, – говорит девушка. – Времени, конечно, не хватает, но я стараюсь не пропускать занятия. И на работе пытаюсь со всеми говорить на казахском, хожу на открытые уроки, узнаю новые слова. И дочку свою с трех лет учу параллельно говорить на трех языках.

Мы спросили у четверть века практикующего педагога Дариги Кенжебековой как у стороннего эксперта, можно ли выучить язык при помощи таких курсов и самостоятельно. На что она ответила, что курсы, конечно, это хорошо, но нужна среда для общения.

– Теория теорией, но практическая сторона имеет огромное значение в овладении языком. Я часто сталкиваюсь с шарлатанами, которые просто дают материал и не думают о том, что темы должны исходить одна из другой, что с малого запаса слов нужно переходить к более высокой ступени. Обиходная речь плюс практика, плюс среда, плюс чтение, плюс саморазвитие – такова формула успеха, – считает опытный педагог.
Учить как любой иностранный

В поиске материала для этой статьи я наткнулась на страничку в Instagram @kazakhskyy, где преподаватель из Алматы с недавних пор дает бесплатные онлайн-уроки. Как оказалось, Сауле Муратовна Шудабаева больше 20 лет работает репетитором казахского языка преимущественно взрослой аудитории. Она окончила Костанайский государственный университет им. Ахмета Байтурсынова по специальности «казахский язык и литература в русской школе». И обучает казахскому как иностранному.

– Моя мама преподает французский и казахский языки и выработала свои методы, адаптировав методику иняза к преподаванию госязыку. Я, будучи филологом, использую методы мамы, адаптировав их, в свою очередь, к взрос­лому восприятию, – рассказала Сауле Муратовна. – Ко мне часто обращаются иностранцы, причем делают большие успехи, так как этот способ позволяет выучить язык даже тем, кто базового его не знал.

Индивидуальный курс – 30 уроков у Шудабаевой стоит 300 тыс. тенге. Обучение онлайн – 45 тыс. тенге. Однако в процессе Сауле Муратовна поняла, что хочет больше вкладывать в популяризацию казахского языка, сделать его более доступным, а обучение – легким. И теперь каждый будний день выкладывает небольшие уроки в соцсеть и на свой YouTube-канал. После следуют посты с домашней работой и проверкой ее выполнения.

– Очень важно в первую очередь донести мысль о том, что выучить язык вполне возможно. Ведь многие сомневаются, опираясь на свой школьный опыт. Школьная программа несовершенна, – рассуждает Сауле Муратовна. – На самом деле изучать казахский в Казахстане можно и нужно. Но для тех, кто базово говорит на русском, окончил русскую школу, обучение должно проходить в формате изучения иностранного, тогда это будет эффективно.

Instagram Шудабаевой набирает популярность, растет чис­ло подписчиков. Одна из целей, признается репетитор, – это соз­дание личного бренда. Но и без этого педагог с удовольствием делится знаниями совершенно бесплатно. Ей не сложно провес­ти лишнее занятие для записи на страничку, тем более и объем там гораздо меньший, видео не более трех минут. Зато в ответ моментально идут благодарные отклики от пользователей.

– Это моя гражданская позиция. Я считаю, мы должны вносить посильную лепту в развитие госязыка. Для меня большая радость и в таком формате делиться знаниями, если это приносит пользу. У людей сейчас дефицит времени, поэтому учиться на таких бесплатных уроках возможно. Но должна быть четко выстроенная система занятий, в основе которой одна методика и один алгоритм. Если бы я не была уверена, что человек может выучить язык таким образом, не запускала бы этот проект. Однако чем сложен бесплатный ресурс: человек ничем не обязан и может «прийти» на первое и 23-е занятие. Поэтому все бесплатные ресурсы, на мой взгляд, рассчитаны на высокую дисциплину человека, – советует Сауле Шудабаева.
Достаточно кликнуть в Сети

Ну и обратимся к обзору нескольких полезных интернет-ресурсов.

Самый популярный, наверное, https:⁄⁄www.soyle.kz. Как говорится на самом сайте, здесь обучаются уже почти 125 тыс. человек. Это первый бесплатный онлайн-курс, созданный Фондом развития государственного языка как платформа для развития разговорной речи. Над его концепцией и реализацией работали лучшие ученые-лингвисты и учителя-практики из Казахстана. В распоряжении пользователей – традиционные и успешно зарекомендовавшие себя современные методики изучения языка, что обеспечивает более комфортное и быстрое усвоение материала. Уроки с комплексом обучающих инструментов – играми, грамматикой, аудио-, видеозаданиями, аудиофайлы с произношением слов и диалогов, видео с различными ситуациями, литература, песни на казахском языке, дополнительные сервисы.

При разъяснении правил акцент сделан на глагольные формы. Обучение происходит в форме диалогов, актуальных для распространенных жизненных ситуаций, то есть это еще и способствует пониманию уклада страны. Для детей отведен специальный раздел, в который включены игры и иные легкие для восприятия формы обучения. Курс содержит онлайн-уроки для уровней в диапазоне от А1 до В2, которые доступны ежедневно и круглосуточно.

Лично меня привлекла рубрика Soyletube, которую ведет популяр­ный в соцсетях Акын Акыныч (Андрей Фендриков). Как он сам говорит, нам нужно избавиться от мифов и страхов, и главное – говорить на языке. Сам Андрей с легкостью и юмором демонстрирует это в своих роликах.

Еще один полезный ресурс –
kaz-tili.kz – в 2017 году стал победителем конкурса Фонда развития государственного языка и Фонда Первого Президента – Елбасы в номинации «Білім бұлағы» – лучший образовательный сайт. Рассчитан на русскоговорящих пользователей разного возрас­та. Заглавный лозунг «Просто о сложном» взят из названия книги автора методики Татьяны Валяевой и вполне оправдывает себя: темы раскрываются предметно, пояснения не осложнены незнакомыми терминами, имеются познавательные видеосюжеты, книги, сказки, песни, рубрика «Проверь себя!».

– Сайт «Казахский язык. Просто о сложном» я создала 16 декабря 2007 года, чтобы поделиться с теми, кто изучает казахский язык, таблицами, которые разработала для лучшего запоминания грамматики языка, – пишет сама Татьяна Валяева. – Изучать казахский я начала для того, чтобы помогать детям в учебе. Но открывая любую новую тему, терялась в том количестве окончаний, которые приходилось выучивать, поэтому и появилась идея распределения окончаний и суффиксов в соответствующие таблицы. Имея опыт в преподавании (программирования), разместила на сайте упражнения, с помощью которых, на мой взгляд, очень хорошо отрабатываются навыки в присоединении окончаний. Материал на сайте сос­тавлен таким образом, как мне самой было проще изучать язык.

Ведет свой YouTube-канал «Учим казахский» и Елена Игоревна Романенко – автор и издатель шести учебных пособий по казахскому языку в рамках методики «Казахский для русскоязычных». Первая ее книга появилась в 2002 году и пережила 8 изданий. В 2009-м первые три пособия получили премию Фонда развития государственного языка, в последующем они издавались по линии госзаказа и были распространены по всем регионам Казахстана.

Уроки Елены Романенко набирают свыше тысячи просмотров. Автор находится в кадре, что создает для пользователя эффект присутствия на реальном занятии, но основную площадь монитора занимает поясняющий графический материал. По ходу уроков предлагаются задания, правильные ответы на которые педагог через какое-то время озвучивает.

Интересно, что не только казахстанцы занимаются популяризацией казахского языка в Сети. На YouTube-канале Айвара Азаматова и Фараби Сагатова я узнала, что парни из России создали самоучитель «Легкий казахский» и теперь обучают по нему всех желающих. А Артур Нурмухамбет из Саратова до 21 года сам не говорил на казахском, а сейчас с юмором преподает какие-то азы своим ровесникам.

В общем, тем, у кого нет времени ходить даже на бесплатные курсы и кто способен на самостоятельное обучение, вполне можно обойтись Интернетом. Достаточно кликнуть мышкой и выбрать для себя подходящий вариант. Пусть это не сделает из вас лингвистического гуру, но научиться изъясняться с согражданами можно. А ведь как хорошо, когда вас понимают!

АВТОР: Асель Муканова, фото Игоря Бургандинова и из личного архива
Источник: https://kazpravda.kz/articles/view/govorit-na-kazahskom-legko-i-besplatno