Жол анасы - тұяқ, сөз анасы - құлақ, су анасы - бұлақ.

Сырым Датұлы
syrymdatuly

Қысыр сөзге жолама.

Қожа Ахмет Йассауи
56e6c5a329d74355f536914ef1275bda

С языком не пропадешь!

30 Апреля 2009 | 6:07

Год назад Василий ВИЗИГИН пришел в педагогический колледж, чтобы работать кочегаром. Кто бы мог подумать, что уже через несколько месяцев блондин с зелеными глазами поступит на филфак и в сжатые сроки выучит язык Абая и Шакарима фактически с нуля!
— Наверное, впервые в жизни я сам принял серьезное решение, — смущается Василий. — До этого слушал кого угодно!
В школе его считали шалопаем. Мама в два счета решила его судьбу: “Везде пишут, что мужчинам-поварам платят бешеные бабки, а ты чем хуже?”. Студента ПТШ “Заман” на практике в ресторане ждала смешная зарплата, жесткая иерархия и отупляющая работа. На помощь пришла тетя: “А поступай-ка ты в колледж сервиса! Выучишься как надо, и я устрою тебя на хорошее место”. Но пока Вася учился, тетя растеряла нужные знакомства… Потом были курсы электросварщиков и пыльная работенка в кочегарке колледжа.
— Чтобы не заснуть в ночное дежурство — читал, — рассказывает Василий. — Из библиотеки в кочегарку перетаскал всю казахскую классику на русском — АБАЯ, АУЭЗОВА, СЕЙФУЛЛИНА… Вот читаю очередной роман и думаю: люди на пути к цели не боялись преодолевать массу трудностей, а я? Мечусь из стороны в сторону, а что хочу от жизни — не знаю… А тут еще братишка третьеклассник скатился по казахскому на двойки. Я “за ремень”, а он мне: “Да ты на себя посмотри! Казахский знаешь хуже меня”. Тут меня и осенило: я должен доказать, что могу не только овладеть языком, но и других научить!
Узнав о решении Василия поступать в педколледж на преподавателя казахского языка, мама ударилась в слезы: “Да ты же не потянешь! Хочешь превратиться в посмешище?!” Но сын — кремень. Сказал — и все тут! Для начала отправился на курсы казахского языка, а вскоре сдал вступительные экзамены в педколледж.
— Совершенно ясно, что если бы экзамены не проходили в форме тестирования, я бы с треском провалился! На 90 процентов вопросов ответил наугад. Ну что ж, зато интуиция оказалась отличная! — смеется Василий.
Несмотря на то, что Визигин поступил на отделение “Казахский язык в русских классах”, все обучение велось на госязыке. Было нелегко даже студентам, для которых казахский язык был родным. Вдобавок ко всему у парня явно не клеились отношения с однокурсниками, откровенно недоумевавшими: что он здесь делает?
— Сейчас Василий — наша гордость! — говорит однокурсница Гульжан ОМАРХАНОВА. — Но было время, когда мы над ним открыто подсмеивались.
Чтобы находиться в нужной языковой среде круглосуточно, Василий хотел переселиться в студенческое общежитие, где живет молодежь из сельской местности. Но это оказалось невозможным из-за финансовых трудностей в семье.
— Пришлось идти другим путем! — говорит Василий. — Я старался говорить на казахском не только в колледже, но и на рынке, в магазинах, с соседями и даже с младшим братом! Вместе мы читали казахские сказки, выписывая незнакомые слова, переводили, после чего с братишкой старательно их заучивали!
Старания не пропали даром. 10-летний Женя ВИЗИГИН стал призером школьной олимпиады по казахскому языку. Ну а сам Вася добился, казалось бы, невозможного — через четыре месяца свободно заговорил на госязыке и догнал однокурсников по всем предметам!
И все же над ним нависла угроза отчисления. У Визигиных не было денег, чтобы внести очередной взнос в счет оплаты за обучение.
Райхан КАШПЕКОВ, замдиректора по учебно-производственной практике, узнав, что я готовлю материал о их студенте, предъявил претензии:
— А с чего вы взяли, что Визигин достоин того, чтобы о нем писали? Во-первых, он вовремя не платит. А во-вторых, он не единственный русский студент, который учится на преподавателя казахского языка. Вот у Виктории ПАРАСЮКОВОЙ и Кристины ТКАЛИЧЕВОЙ больше успехов!
Однако Шаган ЖАНАЕВА, зам­директора по воспитательной работе, придерживается иного мнения:
— Вику и Кристину нельзя сравнивать с Васей. Девочки выучили язык еще в школе, постоянно побеждали на городских олимпиадах. Я же знаю по себе, насколько трудно войти в иноязычный коллектив. Но Вася, преодолев психологический барьер, с каждым днем все глубже постигал материал. И я не хотела бы потерять такого студента. Поэтому, когда встал вопрос об отчислении из колледжа, я и еще двое преподавателей внесли за него в кассу по 5 тысяч тенге. А немного погодя — начальник отдела развития языков городского акимата Айдар САМАЕВ раздобыл еще 15 тысяч.
Тем временем у Василия Визигина накопилась новая задолженность. Но, похоже, и на этот раз ее удастся погасить. Когда Анаргуль РАХИМБАЕВА, директор казахского детского садика “Нур Сауле”, узнала, что Вася произвел фурор на практике в школе-гимназии № 5 с казахским языком обучения, пригласила его к себе помощником воспитателя. Пока на полставки.
— Я жутко боялся встречи с детьми, — признался Василий. — Я же до этого работал только со школьниками. А тут малыши! Но они оказались по-взрослому мудрыми. Так, один 5-летний карапуз изрек: “Талаптыга нур жауар” — аналог пословицы “Дорогу осилит идущий”. Теперь эти слова будут моим девизом!
Милана ГУЗЕЕВА, газета «Время» 30 апреля 2009