Жол анасы - тұяқ, сөз анасы - құлақ, су анасы - бұлақ.

Сырым Датұлы
syrymdatuly

Қысыр сөзге жолама.

Қожа Ахмет Йассауи
56e6c5a329d74355f536914ef1275bda

Заговори, чтоб я тебя увидел

13 Марта 2009 | 6:01

Язык становится для человека родным, когда он начинает видеть сны на нем. И нет для человека дороже языка, чем тот, на котором мать пела ему колыбельную песню. Истина проста: мы выбираем язык не потому, что он кажется нам необходимым, мы выбираем себе язык и ТЕМ САМЫМ делаем его необходимым.
Язык для нации — это ее оберег. А для казахского народа — оберег вдвойне, поскольку в силу кочевой цивилизации главной ценностью для казахов являлся именно язык. Превыше всего Великая степь культивировала Слово. Когда казах говорил: «В нашем роду был такой-то знатный человек», люди сразу спрашивали: «А какое умное изречение оставил он?». Все потому, что на самом дне казахской речи открывались двери во Вселенную.
Казахский язык — язык воинов. Поражаешься, как при немногочисленной армии наши пращуры смогли оставить в неприкосновенности столь огромную территорию. А все потому, что они шли защищать свою Родину со священным словом «Аруах!» на устах. Духи предков были с ними. Язык предков был с ними. Ибо не каждый казахский воин — художник, зато каждый казахский художник — воин.
Говорят, что немецкий язык — это язык казармы, французский — язык любви, а английский — для передачи информации. Так вот, казахский язык — это язык метафор. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок — все зернисто и крупно, как жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи. Язык должен не информировать, а вызывать представление. Язык — это одежда мысли. Вот почему казахский народ обладает таким уникальным качеством, как широта мысли — это наследство нашего кочевого, свободного образа жизни.
Казахский язык богат и певуч. В нем много сонорных звуков и еще больше образности и интонационности. Великий Лев Толстой в «Войне и мире» использовал 35 тысяч слов, а Мухтар Ауэзов в романе «Путь Абая» — 45 тысяч. Поэтому, когда мне говорят, что казахский язык беден, я отвечаю: почитайте «Путь Абая», причем в подлиннике. Учите казахский язык, потому что для познания души другого народа надо прежде всего изучить его язык. Язык — это душа нации, ее история, это вековой труд целых поколений, это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение казахского языка является не праздным занятием, а насущной потребностью.
Сейчас много говорят и дискутируют о возрастающей роли казахского языка. Тут главное не переусердствовать и не подгонять, потому что нет лучшего кляпа, чем официально педалируемый язык. Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Язык и слова — это ветвь и листья древа народа, которые свидетельствуют — сухо оно или зелено.
Айгерим БЕКМАГАНБЕТОВА, Алматы, Экспресс К, № 288 (16674) от 13.03.2009