Человек без родины, что соловей без леса. Смысл данной пословицы понятен многим людям, волею судьбы, оказавшимся вдали от отчизны. Но вместе с тоской по родному краю неизбежно должно возникать светлое чувство любви к отечеству, чувство гордости за свою страну. Именно такое трепетное отношение к своей Родине и зовется патриотизмом.
Однако, у каждого человека свое понимание данного термина. Кто-то довольствуется строчкой в графе «гражданство» в паспорте, кто-то же при любом удобном случае афиширует свою принадлежность к тому или иному государству. Одни говорят: «мы не такие как все», и будут правы, ибо народ, обладающий собственными национальными особенностями, не похож на остальные. Другие скажут: «мы лучше всех», и станут близки к националистам, мировоззрение которых не отличается дружелюбием. Но в том или ином случае определенно что-то влечет людей к отчему краю. И разные поколения наших сограждан воспитывались в разное время разными странами.
В советское время не быть патриотом означало то же самое, что перейти в разряд предателей. И в большинстве случаев подобное ненадлежащее поведение строго каралось. Вместе с тем, практически все население СССР гордилось своей страной, и было за что: бесплатные медицина и образование на зависть всем капиталистическим странам, отсутствие официальной безработицы, высокий уровень развития науки и технологий, мощный ВПК, а спортсмены Советского Союза не сходили с пъедестала почета на международных соревновниях (более того, атлеты считали за честь выступать под красным флагом и не вдохновлялись крупными денежными премиями и льготами, как сейчас). Культ любви к родной земле у советских людей формировался буквально с пеленок, и именно такое воспитание позволило нашим родителям, дедушкам и бабушкам пройти через все тяготы двадцатого века, самой сокрушительной из которых являлась Великая Отечественная Война. Советская школа, если отбросить политичекую агитацию, была лучшей школой патриотизма, а существовавшая идеология, уравнивавшая все расы и народы, не давала прорасти корням нацизма, хотя и существенно ущемляла права национальных меньшинств, к числу которых в составе интернациональной семьи относился и казахский народ. Собственно в этом и заключалась главная проблема советской пропаганды – человек мог гордиться тем, что он коммунист, но ни в коем случае не тем, что он казах, украинец или узбек. С подачи центра все труднее было изучать культуру, веру и историю собственного народа, читать и говорить на родном языке, соблюдать обычаи и чтить традиции. В казахском словаре имен появлялись все новые страницы, детей отдавали в школы с русским языком обучения, в гимне Казахской ССР была прописана строчка благодарности русскому народу, а в учебнике истории была заметна фальсификация фактов, когда к примеру Кенесары представлялся недальновидным сепаратистом и узурпатором, Чингисхан же и все его воины принимали обличие «жестоких кровопийц, красные глаза которых были полны злобы и ярости» в то время как, большая часть населения Казахстана происходит от тех самых завоевателей. История не знает сослагательного наклонения, но вполне возможно, что при другом развитии событии и существовании в эпоху современности некогда великой сверхдержавы южные нации ждала бы участь всех российских народов Севера. К счастью судьба распорядилась по-своему и казахстанцы обрели свободу.
Сейчас мы уже можем гордиться своей независимой страной. Казахстан вошел в третье тысячилетие полноценным и успешным государством, у которого есть Конституция, собственные вооруженные силы, государственный язык и масса привилегий на международной арене. Правительство выделяет достаточно средств на продвижение государственного языка, переселение оралманов на историческую родину, развитие национальной культуры, науки, туризма и спорта, подготовку ценных кадров, проведение грандиозных международных мероприятий и раскрутку бренда под названием «Казахстан». А главные цели и задачи для нашего и всех последующих поколений обозначены Президентом в Стратегии «Казахстан – 2050».
Сегодня у казахстанской молодежи огромные возможности для достижения своих целей. Никого не преследуют по религиозному и этническому признакам, но в то же время поощряется знание государственного языка лицами, не относящимся к автохтонному населению страны (высокая заработная плата). Существует свобода передвижения, благодаря которой можно учиться и повышать квалификацию в наиболее развитых странах мира, зачастую и с поддержкой государства (стипендия «Болашак»), история больше не фальсифицируется, а политические и экономические действия руководства нашей Родины достаточно открыты и прозрачны. Конечно, бывают стратегические промахи и ошибки, которые можно списать на государственную молодость, однако, в целом, мы стоим на верном пути!
К сожалению не все молодые граждане нашей Республики разделяют общенациональные интересы. В то время как выходцы из аулов покоряют мир, не найдя перспектив в родном селе и доверив будущее казахстанского сельского хозяйства в руки предприимчивых оралманов, многие русскоговорящие представители среднего класса не стремятся овладевать государственным языком, не увлекаются национальными видами спорта, предпочитая болеть за западные футбольные клубы, а также не хотят проходить срочную службу в армии. Также в пример ослабевшего чувства патриотизма у современной молодежи можно привести тот факт, что из года в год число стипендиатов вышеупомянутой программы Болашак, предпочитающих остаться за рубежом, растет. Многочисленны примеры того, как ценности нашего народа подменяются западными ценностями. Наибольшую же опасность для неокрепших умов представляют радикальные религиозные течения, внушающие юнцам, что религия выше государства и существующего правопорядка.
Именно подобного рода явления говорят о необходимости дальнейшего усовершенствования государственной политики. Для этого возможно необходимо продолжать применять метод кнута и пряника в деле развития государственного языка, способствовать увеличению размера общественных благ, искоренять коррупцию и уверенно заботиться о репутации правительства в глазах простого народа и имидже страны на международной арене. Но, на мой взгляд, нашему обществу по-прежнему нужна идеология, способная воспитывать новых патриотов, с детства заполняя их сердца любовью к Отчизне. У стратегии «Казахстан – 2050» есть все шансы для этого, как отметил Н. А. Назарбаев: «Наша главная цель- к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. И я верю, что эти цели может осуществить единый народ, любящий Родину, своим трудом преумножающий ее богатства, то есть казахстанский патриот.»
«Но, — можете возразить Вы – сидя в уютной городской квартире, легко рассуждать на подобные темы и давать смелые советы управленцам, когда тысячи чиновников по всей стране занимаются решением схожих проблем!» Я же отвечу, что 7 лет жизни из своих неполных 22 мне довелось провести в ауле где-то в Восточно-Казахстанской области. Воспитываясь дедушкой и бабушкой, приверженцами высоких коммунистических идеалов, я собственными глазами видел, как гибло казахстанское село. После распада Союза хозяйственные немцы, русские, украинцы и многие другие в спешном порядке бросали дома и навсегда уезжали из страны, а на их место приходили оралманы (тогда еще первой волны), страдавшие на чужбине по вине предков, бесконечные поля подсолнухов сменились пустошью, полноводные реки начали высыхать, инфраструктура приходила в негодность. Бывая в гостях у родителей, я наблюдал как Семей лишался статуса областного центра, как закрывались громадные заводы и предприятия, и люди теряли работу. Можно сказать, что на первых порах я был противником нового уклада экономики. Но в 1998-м году моя семья переехала в новую столицу. И через некоторое время я всей душой поверил, что действительно возможно практически с нуля построить Астану, символ благоденствия и один из красивейших городов мира, а вместе с ней и восстановить экономику страны, поднять ее с колен и поставить более грандиозные задачи в деле достижения величия нашего государства.
Повзрослевши, я каждый год посещаю свою малую Родину, где покоится прах моих пращуров. И каждый год, проехав по разбитой дороге, я застаю лишь 15 домов среди развалин, оставшихся от крупного шахтерского поселка с численностью населения в 15 000 человек. Я уверен, что жертва, принесенная данным поселением, обреченного на забвение, не напрасна, и жизнь вновь вернется и запоет новыми красками в каждом уголке нашей с вами Родины!
Иса Ордабаев,
студент, волонтер Фонда развития государственного языка
Из источников газеты «Вечерняя Астана»
№104(3025), вторник, 27 августа 2013 года